Должность: заведующий ДОУ № 9 «Незабудка»
Год выпуска: 2011
Кафедра: психологии
Я рано поняла, что свою жизнь свяжу с воспитанием и образованием детей – либо это будет начальная школа, либо детский сад. Еще в детстве я старалась воспитывать и обучать двух младших сестер: все, что мы проходили в школе, я «приносила» домой и рассказывала им.
На 2 курсе по своей инициативе я проходила практику в детском саду, в то время как основная часть одногруппников работали в детском лагере. На той практике я общалась с детьми дошкольного возраста, и мне очень понравилось. Дальше все закрутилось, как будто само собой.
После ознакомительной практики на 2 курсе преддипломную практику я проходила также в детском саду, после которой руководство предложило мне остаться в их коллективе в качестве психолога. И, окончив университет в 2011 году, я устроилась педагогом-психологом в детский сад.
Я начинала с зарплаты в 6,5 тыс. рублей в месяц, но мне было безумно интересно. Я видела эффект от своей работы, и мне это нравилось. Руководство начало замечать мою инициативность, и в 2014 году мне предложили стать заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, а в конце 2015 года — заведующим. Сначала я сразу отказалась от столь высокой и ответственной должности, т.к. хотела заниматься с детьми, кроме того, должность руководителя казалась мне связанной лишь с бумагами, отчетами и проверками. Но моя установка на то, что я хочу делать так, как я хочу, так, как я это вижу, взяла свое, и я стала заведовать 5-ти групповым детским садом со штатом в количестве 25 человек. В 2016 году — через год после назначения заведующим — я стала руководить двумя садами, а с 01.10.2019г. наше дошкольное учреждение состоит из трех корпусов, насчитывает 12 групп, свыше 240 детей и более 60 сотрудников.
Встать перед выбором, как на перепутье, мне не случалось. Когда родители спрашивали, куда я буду поступать, я отвечала, что в Москву, как и большинство моих одноклассников. Родители предложили рассмотреть вариант поступления в Университет «Дубна», т.к. он находился недалеко от дома и не было проблем с проживанием в городе. Сначала я сопротивлялась, хотя и сама понимала, что это хороший вариант.
Еще во время обучения в Университете «Дубна» подруга предложила поступить на педагогический, чтобы, если вдруг что, всегда можно было пойти воспитателем в детский сад. Таким образом, в 2012 году я имела 2 диплома: магистра психологии и специалиста в области дошкольной педагогики и психологии.
Что касается принятия решения о заведовании детским садом, тут, пожалуй, тоже не было переломного момента и кризисных переживаний. У меня были хорошие наставники — заведующий детским садом, где я начинала работать, Лебедева Н.В. и ее заместитель, Савушкина И.В., которая в дальнейшем стала заведующим, а я ее замом. За ними я впитывала всю информацию как «губка», старалась запоминать разные нюансы, бралась за любые поручения, вникала во все процессы. За время учебы в ВУЗе и работы в детском саду я успела «примерить» на себя разные должности — работала и нянечкой, и воспитателем, и делопроизводителем, и педагогом-психологом. Все это помогло мне утвердиться в своем решении стать руководителем.
Меня не страшит должность и стоящая за ней ответственность. Бывали ситуации, когда внезапно нужно было отпустить повара и встать на раздачу на пищеблок, когда воспитатели были на больничном, я надевала халат и шла к детям. И коллектив, видя все это, проникался уважением. Во время ремонта сада я окунаюсь в строительные и сантехнические тонкости, общаюсь с бригадой рабочих, разбираюсь в нюансах ремонта.
Я считаю себя обычным человеком.
Первое время я задерживалась на работе, выходила в праздничные и выходные дни, любую свободную минутку посвящала чтению специализированной литературы, потому что мне нужно было вникнуть в тот или иной процесс. И я не представляю, как по-другому. Да и сегодня я, имея 7-летний стаж работы в детском саду, нахожу все новые и новые области, в которых я хочу разобраться и понять, почему так, а не иначе.
Поэтому я участвую в инициативных группах заведующих, в которых обсуждаются вопросы питания в детских садах, стимулирования работников и другие насущные вопросы руководителя ДОУ.
Я хочу улучшений. Я хочу, чтобы для детей было более продуманное меню и блюда были интересные, и здесь приходится учитывать и существующие нормы, и то, что есть дети, которые что-то не едят, и реальные кухни, на которых что-то невозможно приготовить. То же по стимулированию работников: есть вещи, которые уже не вдохновляют на работу, и поэтому я всегда выступаю за то, чтобы переделать и сделать лучше. Если со мной не согласны, я не навязываю свое мнение другим руководителям, а переделываю в своем саду так, как считаю правильным, естественно, в рамках действующего законодательства.
Со стороны может выглядеть, что я карьеристка. Но для меня никогда не стояло цели стать именно руководителем. Наверное, мой успех — результат ежедневной работы: работы с людьми, документами и, главное, работы над собой.
Быть руководителем нелегко. Бывают дни, что кажется, все многое, что нужно успеть и сделать правильно, едва ли возможно. Плюс ко всему где-то прорвало трубу, кто-то не вышел на работу, срочнее срочного нужно отправить отчет… Голова кругом… Но приходя в группу на занятие или на утренник, или просто в коридоре встречая малышей, я заряжаюсь такой невероятной энергией, что снова готова в бой.
Безусловно. Сначала ты берешься за все и сразу, но, естественно, ничего из этого не получается. Ты продолжаешь, упорствуешь — результат лучше, но все равно не то. И только на грани истощения, достигнув результата, понимаешь, что нужно что-то менять, начинаешь потихоньку отделять «зерна от плевел».
Сегодня деятельность своей команды стараюсь разворачивать в сторону учреждения, ставить приоритетом его жизнь, а не городские мероприятия и всевозможные конкурсы. Сначала мне, как руководителю, нужно было быстро вникнуть в процессы функционирования сада, понять кадровые и организационные вещи. А сейчас, когда система работает стабильно, мой главный вопрос – как она работает. Насколько то, что мы имеем, соответствует тому, чего мы хотим.
Сейчас наша цель – проработать содержательность нашего сада, повысить качество пребывания в нем. Для этого мы начали изучать систему оценки предметно-пространственной среды сада по шкале ECERS-R (Экерс). Среда для ребенка имеет развивающее значение, и чтобы понять, выполняет ли эту функцию среда нашего сада, нужно ее оценить, в чем помогают уже разработанные методики.
Также хочется углубиться в работу специалистов и воспитателей. Некоторые из них пришли недавно, и у них нет опыта, они как чистый лист. А есть «исписанные со всех сторон», что не знаешь, где и строчку вставить, если говорить образно. И им меняться сложнее. И важно понять, как им помочь, как мотивировать их к более качественной и творческой работе, когда на пороге профессиональное выгорание, усугубляющееся в ситуации работы «3 воспитателя на две группы». Я вижу, пусть и не у всех сотрудников, что они стали получать меньше удовольствия от работы. И мне важно понять, что я могу сделать для этого педагога, чтобы его глаза снова загорелись, чтобы он снова захотел творить, воплощать свои самые смелые педагогические идеи. А когда педагог «горит», тогда он с детьми придумывает невероятные вещи. Дети бегут в детский сад, а это для нас самое главное.
Надеюсь, эксперименты с присоединением садов закончены, и я не буду через 10 лет руководить 7 садами (смеется). Хотя это, наверное, тоже интересно.
Думаю, что буду и далее заведовать детским садом № 9 «Незабудка», кроме того, у нас много идей по его развитию.
Образ Университета для меня – это маяк, ориентир. Полученные знания за время обучения в нем стали базой, на которую ложилось все мое последующее образование и весь мой опыт работы, и это понятно, если учесть, что все предметы нам читали мэтры. Личность преподавателя была первостепенна, а уже за ней шло то, что он преподавал.
Та система, в которой учились мы, именно эти профессора, именно эти дисциплины – это было именно то, на мой взгляд, и именно так, как надо. Правда, порой не хватало практики.
То, что мы применяли новый материал на себе и друг на друге, и он проникал глубже. Я помню, как вечерами на кафедре мы готовились к тренингу, к другим дисциплинам, когда пробовали диагностические методики на себе. Это дало возможность узнать себя больше, ведь далеко не все с собой знакомы, и многое открываешь, понимаешь причины того, какой ты. У нас была возможность пропустить знания через себя. Самые яркие воспоминания об этом. Теоретические дисциплины были также безумно интересны и необходимы.
Я настолько сроднилась с кафедрой, что у меня не стояло вопроса, идти ли в аспирантуру. Хотела продлить это обучение, просто потому, что я привыкла здесь что-то делать, слушать, узнавать. Даже те вещи, которые я уже слышала.
Помню свои впечатления, когда в аспирантуре меня пригласили в комиссию на госэкзамен бакалавров. Я ожидала, что у нас со студентами будут одинаковые знания, но когда я слышала их ответы, я думала: «Боже мой, и мы были такими». Я удивлялась тому, что по прошествии всего нескольких лет, мы, выпускники кафедры, уже на другом уровне осознания психологии. По сути, все концепции мы изучали с позиций разных дисциплин, и теперь они собрались в целостную картину, в то время как у студентов эти знания пока слишком свежи и разрозненны. Для меня этот опыт был самопроверкой того, что я знаю.
Светлана Васильевна Пузова! (смеется) Хотя, конечно, не только она. Мещеряков Б.Г., мой научный руководитель, Венгер А.Л., Мунипов В.М. и многие, многие другие. Да, думаю, каждый внес свой вклад.
По моим внутренним ощущениям, меня что-то вело по этому пути, поэтому сложно дать какие-то рекомендации. Я не буду говорить, что нужно посещать все лекции, потому что, может, это действительно и не нужно. С другой стороны, пока ты молод, сложно понять, что нужно, а что нет, поэтому большинство лекций все же лучше посещать. Хотя сегодня, будучи выпускником кафедры, ты всегда можешь придти и послушать лекцию любимого преподавателя – и это здорово!
А, в целом, – конечно, проживать насыщенную студенческую жизнь! Студенту нужно быть студентом - окунуться в эту жизнь с парами, зачетами и экзаменами, но и не забывать про другую жизнь – около университета. Как человек, который больше был в учебе, я советую по полной использовать студенческое время: посиделки в общежитиях, соревнования, участие в традиционных и новых университетских мероприятиях. Сейчас здесь больше возможностей, студенческая жизнь гораздо богаче, чем была в наше время. Сам университет расстроился – целых 5 корпусов!
И искать своих личностей среди педагогов, которые могут направлять тебя, как ориентиры.
И пожелание уже для кафедры – приглашать новых преподавателей, кто мог бы рассказать о неизвестных для студентов современных психологических направлениях, с ними придут новые веяния. Когда к нам приезжали Я.Л. Обухов, Д.В. Ковалев – было очень интересно! Важно, чтобы студенты восхищались психологией.
Нужно пробовать, искать свою линию и двигаться по ней. Если распылаться на все интересное, можно лишиться глубины.
И не бояться.
Изо дня в день стремлюсь совершенствоваться, углубляться, именно с качественной стороны. Узнавать, как делать свою работу правильнее и лучше. Девиз по жизни – «ужасно интересно, все то, что неизвестно».
Честность, порядочность. Я стараюсь придерживаться правила «все равны». Я стараюсь создать и в своем саду равные условия для всех. И я стараюсь общаться на равных со всеми. Всегда даю номер своего мобильного родителям, всегда стараюсь дать исчерпывающую информацию по любому вопросу, стараюсь быть ближе к людям.
Да. Мне изначально повезло попасть в тот детский сад, с которого я начала работу. Руководство дало мне возможность развиваться, доверяло мне.
Во мне есть внимательность, я стараюсь все присваивать себе в копилку. В какой-то момент я поняла, что присваивать – это одно. Можно многое присвоить, но не давать этому выхода. И я решила, что нужно это переработать и начать применять. Потому что то, чего ты хочешь, становится понятно тогда, когда начинаешь что-то выстраивать. Пока я хочу много всего, но приходится выбирать, нельзя объять необъятное.
Конечно, принцип «хочу так, как я хочу» иногда мешает, потому что среди моих подчиненных есть творческие люди, и их идеи могут быть гораздо интереснее моих. Я стремлюсь давать им больше свободы, чтобы они могли почувствовать ответственность за то, что они сделали. Теперь я смотрю на это немного со стороны: ну и пусть человек сделал не так, как ты хочешь, зато он реализовал свое, и это тоже хорошо!
Я не скажу, что я авторитарна, я не требую с людей лишнего, только того, что положено. Сначала мне было тяжело, т.к. даже в отпуске я приходила через день на работу или звонила, спрашивая, все ли нормально. Потихоньку, как ребенка, который вырастает, я стала отпускать сад «во взрослую жизнь». Сейчас я на такой ступени, когда стараюсь оставлять работу на работе, иначе тяжело расслабиться, особенно во время отдыха.
Раньше его не было, выходные я проводила на работе, но я не могла работать по-другому, т.к. мне нужно было вникнуть во все процессы. Свободное время я посвящала работе, брала работу на дом, искала идеи, читала документы, это был этап накопления. И однажды не смогла работать дома. Я брала с собой ноутбук, но я его не открывала. После нескольких таких раз я поняла, что работа остается на работе. Теперь максимум, я читаю в автобусе. И вот оно - свободное время.
Есть много интересного, помимо работы. Я поворачиваюсь в сторону себя. Я не только руководитель, у меня есть семья, и о ней важно заботиться.
Пожалуй, да. Я получаю удовольствие от своей работы, вижу ее результаты, живу насыщенной жизнью и не забываю о минутках для себя.