Истории успеха
Выпускница кафедры экологии

Савватеева Ольга Александровна

Должность: и.о. декана факультета естественных и инженерных наук
Год выпуска: 2001
Кафедра: экологии

Достижения

Кандидат биологических наук, доцент

Более 15 лет в исследованиях экологических рисков и рисков для здоровья населения урбанизированных территорий, популяризации экологических знаний и непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения

Дипломант Национальной общественной премии «Серебряный голубь» и Национальной Экологической премии «ЭкоМир»

Многократный дипломант и лауреат ежегодного смотра–конкурса «Эколог года Подмосковья»

Лауреат именной премии Губернатора Московской области за плодотворную научно-педагогическую деятельность, творческий и профессиональный вклад в развитие образования в Московской области

Лауреат премии губернатора Московской области «Лучший по профессии» в номинации «Лучший преподаватель образовательной организации высшего образования» в 2016 году

Ступени успеха

  • с 2007
Экологическое воспитание, образование и просвещение жителей г. Дубны и окрестностей

  • 2011
1 место в конкурсе «Лучший молодой преподаватель Университета «Дубна»

  • 2011
Участие в проекте «Оценка последствий реализации проекта формирования федерального столичного округа с расширением Москвы в юго-западном направлении...»

  • с 2013
Организатор и председатель секции «Экология и науки о Земле» Международных студенческих электронных научных конференций «Студенческий научный форум»

  • 2014
Волонтер в проведении торжеств, посвященных празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

  • с 2014
Член редакционной коллегии Вестника Международного университета природы, общества и человека «Дубна» серии «Естественные и инженерные науки»

  • с 2015
Организатор проекта «ЭкоВУЗ» в государственном университете «Дубна»

  • 2016
Присвоено звание доцент

Ольга Александровна, ваша научная, профессиональная и общественная деятельность свидетельствует о вашем успехе. А по вашему мнению, в чем ваша успешность?

Если честно, я слово “успешный” никоим образом к себе никогда не относила, никогда об этом не думала. Единственное, что я могу сказать, что моё кредо по жизни: “Каждый день нужно сделать что-то хорошее для людей”. И если у меня это получается, то тогда да, я могу это считать успехом для себя.

С чего начиналась ваша карьера, что определило вектор профессионального развития?

Именно университет для меня в профессиональном плане сделал всё и дал старт фактически всем начинаниям. Не будь университета, я была бы другим человеком. И я считаю, что мое становление здесь началось буквально на 2–3 курсе, благодаря совершенно замечательному заведующему моей кафедры — кафедры экологии и наук о Земле. Это был Михаил Козьмич Бахтеев, он, к сожалению, кафедрой руководил недолго, но всех нас, кому посчастливилось работать с ним, знать его, учиться у него, можно считать успешными людьми. Это чудо, но это действительно так. Он для всех что-то сделал, заставил поверить в себя, каждого из нас видел и каждому определял свой путь, вектор развития. Для некоторых своих студентов, включая меня, он подбирал даже специализированные программы обучения. То есть мы могли обучаться не только на своей кафедре, но и частично ходить на занятия со студентами других направлений. Он помогал каждому из нас вырасти тем профессионалом, которым он мог быть (понятное дело, мы в свои в 19–20 лет этого не понимали и не ощущали).

Он считал, что мне хорошо бы заниматься информационными технологиями и естественными науками (экологией), прочил мне работать на стыке наук. Так и получилось. Изначально я поступала в университет и училась на кафедре экологии, но тем не менее много времени провела на кафедре системного анализа (на тот момент факультетов ещё не было), начала работать на кафедре системного анализа, в то же время диплом свой я писала на кафедре экологии.

На работу меня пригласили, потому что я работала на стыке направлений, что было очень востребованным, фактически на защите диплома один из работодателей предложил прийти поработать в его центр.

Расскажите, пожалуйста, о дальнейших этапах своего становления. Какие вы бы отметили как ключевые?

Как преподаватель, как педагог я возрастала на кафедре системного анализа. Там были созданы идеальные для меня условия, Евгении Наумовне Черемисиной и сотрудникам кафедры я безмерно благодарна.

В то же время на кафедре экологии я имела возможность поступить в аспирантуру и занималась тем, чем всегда интересовалась. Когда-то в детстве я хотела быть врачом, потом я очень быстро поняла, что это не совсем моё. Но здоровье людей меня всегда интересовало. Кафедра экологии дала мне возможность изучать экологические риски для здоровья человека. Здесь получается тройная связь: связь медицины, связь экологии и связь с системным анализом и информационными технологиями.

Далее я закончила аспирантуру, у меня был совершенно великолепный руководитель профессор Олег Анатольевич Макаров. Я смогла защититься.

Обучаясь в аспирантуре и после защиты я работала в региональном экологическом центре «Дубна», продолжала работать на кафедре системного анализа и управления, а в 2005 года работаю также на кафедре экологии. На кафедре системного анализа и управления меня достаточно рано подключили к работе со школьниками, и соответственно меня заинтересовала профориентационная деятельность. В экологии профориентация — это новый большой интересный пласт. Свои специфические формы обучения, взаимодействия, иногда игровые, возможность привлечь студентов к этой деятельности. Со студентами я работать бесконечно люблю и каждому из них глубоко благодарна за то время, что они уделяют тому или иному виду деятельности.

Региональный экологический центр также занимался вот этим направлением: экологическим воспитанием, просвещением детей, школьников, студентов, более старших людей. Далее я работала по направлению экологических рисков и геоинформационных систем.

Потом начались самые разные конкурсы и проектная работа. Почти все — это не моя личная заслуга, но я была нередко инициатором создания самых разных команд, в том числе со студентами и профессионалами из разных сфер деятельности. Эти проекты имели и имеют до сих пор успех и признание.

В региональном экологическом центре “Дубна” мы работали по проектам с администрацией города, с разными городами Подмосковья, по грантам. Центр дал мне возможность получить опыт международной работы: у меня была значимая в профессиональном плане поездка в Америку по экологическому направлению. Это дало возможность почувствовать себя уверенно (и все, кто был в этой поездке, сейчас стали руководителями разных уровней, это для всех стало трамплином). Но, наверное, ни один проект, Америка никогда бы не сложились, если бы не было университета, потому что университет дал язык, дал широкий круг знаний. У нынешних студентов всё-таки образование несколько не такое. У нас оно было обширнее и многоаспектнее. Нам давали очень мощный блок по информационным технологиям, очень мощный блок по иностранным языкам (помимо английского, я выучила немецкий и использовала его при написании диссертации).

Университет для меня — это даже не трамплин, это нечто большее. Если возможностью попадания в университет распорядится по уму, то всё зависит от уровня твоей фантазии, и того, к чему ты стремишься.

Мне повезло: я всегда занималась тем, чем хотела. Мне очень везло с людьми, которых я встречала. Я не могу назвать ни одного примера, когда мне кто-то в университете не помог. Я всегда получала больше, чем я вообще могла себе представить. Не знаю, насколько я успешный человек, но то, что я счастливый, это однозначно, и я всем желаю того же.

Можно ли сказать, что везение было одним из факторов вашего успеха? Какие другие факторы могут влиять или влияют на ваш успех?

Может быть, в чем-то. Наверное это провидение, которое всегда вело и ведет меня по этой жизни.

А еще я люблю людей, люблю работать. Обычно, если я собираю какую-то команду, всегда находятся те, кто к нам примыкает, и идея развивается, начинает жить.

Какие у вас планы на будущее? В чем вы видите развитие вашей карьеры?

Нужно развивать факультет естественных и инженерных наук. Это сейчас моя главная профессиональная задача.

Где-то в моих далёких планах (и мой научный руководитель напоминает об этом) хотелось бы написать диссертацию. Но это очень сложно по времени.

Хорошо бы развить международное сотрудничество факультета. Это конечно тоже было бы залогом успеха наших ребят. Но это сложно, и с финансовой точки зрения, и с точки зрения того, что сегодняшние студенты не обладают тем уровнем английского языка, который был у нас. Я считаю, это все же недоработка самих ребят.

Ещё я получаю второе высшее образование, поэтому моя цель — это мой второй диплом, который через год нужно защитить. Это Высшая школа экономики, управление высшим образованием. Это непросто, но это очень интересно.

Вы сказали, что успешность — это иметь возможность делать хорошее людям. Какими чертами должен обладать человек, чтобы прийти к этому?

В первую очередь, человек должен быть добрым и отзывчивым, он должен быть внимательным к людям. Сейчас мир часто жесток, и внимания нам не хватает. Всё-таки надо смотреть вокруг и, если ты можешь хоть что-то доброе сделать, то это не то что надо, это обязательно надо сделать.

В университете это достаточно легко делать. Например, иногда достаточно просто поговорить, достучаться, студент тебя услышал, поверил и пошёл учиться, скорректировал свое понимание жизни и свои сиюминутные цели. Бывают более сложные случаи. Когда у студента невысокий уровень знаний, он растерян, начинает думать, что попал не сюда и не за тем, и единственное, что он может сделать — вернуться в свой далекий маленький город или деревню и работать на мягко говоря на невысокооплачиваемой работе. Считаю, что нельзя проходить мимо таких случаев, нужно попытаться их убедить в обратном (ведь пришли же они в университет!). И самое интересное, что это получается. Теперь эти ребята работают так, что работодатели говорят о них лучшее, у них семьи, детки, и они себя чувствуют точно успешными людьми. И это здорово! Это тот самый успех!

Надо быть отзывчивым, надо стремиться видеть такие ситуации. Потому что кто, если не мы, где, если не в университете, в котором море представителей подрастающего поколения.

Как бы вы сформулировали свои жизненные принципы?

Никому не навредить, всегда помогать, нести радость, улыбаться, не взирая ни на что, любить семью и дом.

Дата интервью: январь, 2018