Истории успеха
Выпускница кафедры психологии

Дубовская Ирина Сергеевна

Должность: заведующий ДОУ № 9 «Незабудка»
Год выпуска: 2011
Кафедра: психологии

Достижения

Квалификационная категория: высшая

Профессиональная переподготовка: ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» по программе «Менеджмент в образовании» (412 часов).

Курсы повышения квалификации:

2015г., «Комплексная безопасность образовательной организации в современных условиях» (72 часа);

2015 г., «Оценка качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС», (72 часа);

2015г., «Менеджмент в образовании» (72 часа);

2016г., «Управление современной дошкольной образовательной организацией» (72 часа);

2016г., «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (144 часа);

2017г., «Проблемный ребенок: проблемы обучения и воспитания» (36 часов);

2019г., «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО» (72 часа).

Ступени успеха

  • 2005
Поступление на психологию в университет «Дубна»

  • 2011
Начало работы педагогом-психологом в ДОУ 25 «Золотой ключик»

  • 2014
Начало работы заместителем заведующего по воспитательной и методической работе в ДОУ 9 «Незабудка»

  • 2015
Начало работы заведующим ДОУ 9

  • 2016
Руководство объединёнными ДОУ 9 «Незабудка» и ДОУ 10 «Звездочка»

  • 2019
Руководство объединёнными ДОУ 9 «Незабудка» и ДОУ 8 «Светлячок»

Ирина, после университета ваша карьера развивалась быстро и вверх, и сейчас вы руководите тремя детскими садами. Что определило направление вашей карьеры?

Я рано поняла, что свою жизнь свяжу с воспитанием и образованием детей – либо это будет начальная школа, либо детский сад. Еще в детстве я старалась воспитывать и обучать двух младших сестер: все, что мы проходили в школе, я «приносила» домой и рассказывала им.

На 2 курсе по своей инициативе я проходила практику в детском саду, в то время как основная часть одногруппников работали в детском лагере. На той практике я общалась с детьми дошкольного возраста, и мне очень понравилось. Дальше все закрутилось, как будто само собой.

После ознакомительной практики на 2 курсе преддипломную практику я проходила также в детском саду, после которой руководство предложило мне остаться в их коллективе в качестве психолога. И, окончив университет в 2011 году, я устроилась педагогом-психологом в детский сад.

Я начинала с зарплаты в 6,5 тыс. рублей в месяц, но мне было безумно интересно. Я видела эффект от своей работы, и мне это нравилось. Руководство начало замечать мою инициативность, и в 2014 году мне предложили стать заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, а в конце 2015 года — заведующим. Сначала я сразу отказалась от столь высокой и ответственной должности, т.к. хотела заниматься с детьми, кроме того, должность руководителя казалась мне связанной лишь с бумагами, отчетами и проверками. Но моя установка на то, что я хочу делать так, как я хочу, так, как я это вижу, взяла свое, и я стала заведовать 5-ти групповым детским садом со штатом в количестве 25 человек. В 2016 году — через год после назначения заведующим — я стала руководить двумя садами, а с 01.10.2019г. наше дошкольное учреждение состоит из трех корпусов, насчитывает 12 групп, свыше 240 детей и более 60 сотрудников.

Можно сказать, что вам приходилось делать выбор, который определил карьеру и жизненный путь в целом?

Встать перед выбором, как на перепутье, мне не случалось. Когда родители спрашивали, куда я буду поступать, я отвечала, что в Москву, как и большинство моих одноклассников. Родители предложили рассмотреть вариант поступления в Университет «Дубна», т.к. он находился недалеко от дома и не было проблем с проживанием в городе. Сначала я сопротивлялась, хотя и сама понимала, что это хороший вариант.

Еще во время обучения в Университете «Дубна» подруга предложила поступить на педагогический, чтобы, если вдруг что, всегда можно было пойти воспитателем в детский сад. Таким образом, в 2012 году я имела 2 диплома: магистра психологии и специалиста в области дошкольной педагогики и психологии.

Что касается принятия решения о заведовании детским садом, тут, пожалуй, тоже не было переломного момента и кризисных переживаний. У меня были хорошие наставники — заведующий детским садом, где я начинала работать, Лебедева Н.В. и ее заместитель, Савушкина И.В., которая в дальнейшем стала заведующим, а я ее замом. За ними я впитывала всю информацию как «губка», старалась запоминать разные нюансы, бралась за любые поручения, вникала во все процессы. За время учебы в ВУЗе и работы в детском саду я успела «примерить» на себя разные должности — работала и нянечкой, и воспитателем, и делопроизводителем, и педагогом-психологом. Все это помогло мне утвердиться в своем решении стать руководителем.

Меня не страшит должность и стоящая за ней ответственность. Бывали ситуации, когда внезапно нужно было отпустить повара и встать на раздачу на пищеблок, когда воспитатели были на больничном, я надевала халат и шла к детям. И коллектив, видя все это, проникался уважением. Во время ремонта сада я окунаюсь в строительные и сантехнические тонкости, общаюсь с бригадой рабочих, разбираюсь в нюансах ремонта.

Считаете ли вы себя успешным человеком и что для вас означает успех?

Я считаю себя обычным человеком.

Первое время я задерживалась на работе, выходила в праздничные и выходные дни, любую свободную минутку посвящала чтению специализированной литературы, потому что мне нужно было вникнуть в тот или иной процесс. И я не представляю, как по-другому. Да и сегодня я, имея 7-летний стаж работы в детском саду, нахожу все новые и новые области, в которых я хочу разобраться и понять, почему так, а не иначе.

Поэтому я участвую в инициативных группах заведующих, в которых обсуждаются вопросы питания в детских садах, стимулирования работников и другие насущные вопросы руководителя ДОУ.

Я хочу улучшений. Я хочу, чтобы для детей было более продуманное меню и блюда были интересные, и здесь приходится учитывать и существующие нормы, и то, что есть дети, которые что-то не едят, и реальные кухни, на которых что-то невозможно приготовить. То же по стимулированию работников: есть вещи, которые уже не вдохновляют на работу, и поэтому я всегда выступаю за то, чтобы переделать и сделать лучше. Если со мной не согласны, я не навязываю свое мнение другим руководителям, а переделываю в своем саду так, как считаю правильным, естественно, в рамках действующего законодательства.

Со стороны может выглядеть, что я карьеристка. Но для меня никогда не стояло цели стать именно руководителем. Наверное, мой успех — результат ежедневной работы: работы с людьми, документами и, главное, работы над собой.

Ирина, что вам помогает быть руководителем, держать руку на пульсе у всех процессов и направлять развитие сада в правильное русло? Что дает вам ресурс?

Быть руководителем нелегко. Бывают дни, что кажется, все многое, что нужно успеть и сделать правильно, едва ли возможно. Плюс ко всему где-то прорвало трубу, кто-то не вышел на работу, срочнее срочного нужно отправить отчет… Голова кругом… Но приходя в группу на занятие или на утренник, или просто в коридоре встречая малышей, я заряжаюсь такой невероятной энергией, что снова готова в бой.

Многозадачность учит расставлять приоритеты?

Безусловно. Сначала ты берешься за все и сразу, но, естественно, ничего из этого не получается. Ты продолжаешь, упорствуешь — результат лучше, но все равно не то. И только на грани истощения, достигнув результата, понимаешь, что нужно что-то менять, начинаешь потихоньку отделять «зерна от плевел».

Сегодня деятельность своей команды стараюсь разворачивать в сторону учреждения, ставить приоритетом его жизнь, а не городские мероприятия и всевозможные конкурсы. Сначала мне, как руководителю, нужно было быстро вникнуть в процессы функционирования сада, понять кадровые и организационные вещи. А сейчас, когда система работает стабильно, мой главный вопрос – как она работает. Насколько то, что мы имеем, соответствует тому, чего мы хотим.

Сейчас наша цель – проработать содержательность нашего сада, повысить качество пребывания в нем. Для этого мы начали изучать систему оценки предметно-пространственной среды сада по шкале ECERS-R (Экерс). Среда для ребенка имеет развивающее значение, и чтобы понять, выполняет ли эту функцию среда нашего сада, нужно ее оценить, в чем помогают уже разработанные методики.

Также хочется углубиться в работу специалистов и воспитателей. Некоторые из них пришли недавно, и у них нет опыта, они как чистый лист. А есть «исписанные со всех сторон», что не знаешь, где и строчку вставить, если говорить образно. И им меняться сложнее. И важно понять, как им помочь, как мотивировать их к более качественной и творческой работе, когда на пороге профессиональное выгорание, усугубляющееся в ситуации работы «3 воспитателя на две группы». Я вижу, пусть и не у всех сотрудников, что они стали получать меньше удовольствия от работы. И мне важно понять, что я могу сделать для этого педагога, чтобы его глаза снова загорелись, чтобы он снова захотел творить, воплощать свои самые смелые педагогические идеи. А когда педагог «горит», тогда он с детьми придумывает невероятные вещи. Дети бегут в детский сад, а это для нас самое главное.

Кем вы видите себя через 5 и через 10 лет?

Надеюсь, эксперименты с присоединением садов закончены, и я не буду через 10 лет руководить 7 садами (смеется). Хотя это, наверное, тоже интересно.

Думаю, что буду и далее заведовать детским садом № 9 «Незабудка», кроме того, у нас много идей по его развитию.

Какую роль в вашем становлении как профессионала сыграло обучение в университете «Дубна»?

Образ Университета для меня – это маяк, ориентир. Полученные знания за время обучения в нем стали базой, на которую ложилось все мое последующее образование и весь мой опыт работы, и это понятно, если учесть, что все предметы нам читали мэтры. Личность преподавателя была первостепенна, а уже за ней шло то, что он преподавал.

Та система, в которой учились мы, именно эти профессора, именно эти дисциплины – это было именно то, на мой взгляд, и именно так, как надо. Правда, порой не хватало практики.

Какие из аспектов обучения в университете «Дубна», по вашему мнению, были наиболее эффективны?

То, что мы применяли новый материал на себе и друг на друге, и он проникал глубже. Я помню, как вечерами на кафедре мы готовились к тренингу, к другим дисциплинам, когда пробовали диагностические методики на себе. Это дало возможность узнать себя больше, ведь далеко не все с собой знакомы, и многое открываешь, понимаешь причины того, какой ты. У нас была возможность пропустить знания через себя. Самые яркие воспоминания об этом. Теоретические дисциплины были также безумно интересны и необходимы.

Я настолько сроднилась с кафедрой, что у меня не стояло вопроса, идти ли в аспирантуру. Хотела продлить это обучение, просто потому, что я привыкла здесь что-то делать, слушать, узнавать. Даже те вещи, которые я уже слышала.

Помню свои впечатления, когда в аспирантуре меня пригласили в комиссию на госэкзамен бакалавров. Я ожидала, что у нас со студентами будут одинаковые знания, но когда я слышала их ответы, я думала: «Боже мой, и мы были такими». Я удивлялась тому, что по прошествии всего нескольких лет, мы, выпускники кафедры, уже на другом уровне осознания психологии. По сути, все концепции мы изучали с позиций разных дисциплин, и теперь они собрались в целостную картину, в то время как у студентов эти знания пока слишком свежи и разрозненны. Для меня этот опыт был самопроверкой того, что я знаю.

Кто из преподавателей кафедры психологии оказал лично на вас наибольшее влияние как на профессионала?

Светлана Васильевна Пузова! (смеется) Хотя, конечно, не только она. Мещеряков Б.Г., мой научный руководитель, Венгер А.Л., Мунипов В.М. и многие, многие другие. Да, думаю, каждый внес свой вклад.

Что бы вы посоветовали абитуриентам и студентам кафедры психологии, чтобы они могли бы это применить? Что важно знать и делать, пока ты в университете, пока ты студент?

По моим внутренним ощущениям, меня что-то вело по этому пути, поэтому сложно дать какие-то рекомендации. Я не буду говорить, что нужно посещать все лекции, потому что, может, это действительно и не нужно. С другой стороны, пока ты молод, сложно понять, что нужно, а что нет, поэтому большинство лекций все же лучше посещать. Хотя сегодня, будучи выпускником кафедры, ты всегда можешь придти и послушать лекцию любимого преподавателя – и это здорово!

А, в целом, – конечно, проживать насыщенную студенческую жизнь! Студенту нужно быть студентом - окунуться в эту жизнь с парами, зачетами и экзаменами, но и не забывать про другую жизнь – около университета. Как человек, который больше был в учебе, я советую по полной использовать студенческое время: посиделки в общежитиях, соревнования, участие в традиционных и новых университетских мероприятиях. Сейчас здесь больше возможностей, студенческая жизнь гораздо богаче, чем была в наше время. Сам университет расстроился – целых 5 корпусов!

И искать своих личностей среди педагогов, которые могут направлять тебя, как ориентиры.

И пожелание уже для кафедры – приглашать новых преподавателей, кто мог бы рассказать о неизвестных для студентов современных психологических направлениях, с ними придут новые веяния. Когда к нам приезжали Я.Л. Обухов, Д.В. Ковалев – было очень интересно! Важно, чтобы студенты восхищались психологией.

Нужно пробовать, искать свою линию и двигаться по ней. Если распылаться на все интересное, можно лишиться глубины.

И не бояться.

К чему вы стремитесь изо дня в день?

Изо дня в день стремлюсь совершенствоваться, углубляться, именно с качественной стороны. Узнавать, как делать свою работу правильнее и лучше. Девиз по жизни – «ужасно интересно, все то, что неизвестно».

Есть ли у вас жизненные принципы?

Честность, порядочность. Я стараюсь придерживаться правила «все равны». Я стараюсь создать и в своем саду равные условия для всех. И я стараюсь общаться на равных со всеми. Всегда даю номер своего мобильного родителям, всегда стараюсь дать исчерпывающую информацию по любому вопросу, стараюсь быть ближе к людям.

Ирина, можно сказать, что оставаться собой для вас было важно, чтобы найти и удерживать свою позицию на новом уровне в качестве руководителя?

Да. Мне изначально повезло попасть в тот детский сад, с которого я начала работу. Руководство дало мне возможность развиваться, доверяло мне.

Во мне есть внимательность, я стараюсь все присваивать себе в копилку. В какой-то момент я поняла, что присваивать – это одно. Можно многое присвоить, но не давать этому выхода. И я решила, что нужно это переработать и начать применять. Потому что то, чего ты хочешь, становится понятно тогда, когда начинаешь что-то выстраивать. Пока я хочу много всего, но приходится выбирать, нельзя объять необъятное.

Конечно, принцип «хочу так, как я хочу» иногда мешает, потому что среди моих подчиненных есть творческие люди, и их идеи могут быть гораздо интереснее моих. Я стремлюсь давать им больше свободы, чтобы они могли почувствовать ответственность за то, что они сделали. Теперь я смотрю на это немного со стороны: ну и пусть человек сделал не так, как ты хочешь, зато он реализовал свое, и это тоже хорошо!

Я не скажу, что я авторитарна, я не требую с людей лишнего, только того, что положено. Сначала мне было тяжело, т.к. даже в отпуске я приходила через день на работу или звонила, спрашивая, все ли нормально. Потихоньку, как ребенка, который вырастает, я стала отпускать сад «во взрослую жизнь». Сейчас я на такой ступени, когда стараюсь оставлять работу на работе, иначе тяжело расслабиться, особенно во время отдыха.

У вас есть свободное время? Чему вы его посвящаете?

Раньше его не было, выходные я проводила на работе, но я не могла работать по-другому, т.к. мне нужно было вникнуть во все процессы. Свободное время я посвящала работе, брала работу на дом, искала идеи, читала документы, это был этап накопления. И однажды не смогла работать дома. Я брала с собой ноутбук, но я его не открывала. После нескольких таких раз я поняла, что работа остается на работе. Теперь максимум, я читаю в автобусе. И вот оно - свободное время.

Есть много интересного, помимо работы. Я поворачиваюсь в сторону себя. Я не только руководитель, у меня есть семья, и о ней важно заботиться.

Можно сказать, что вы счастливы?

Пожалуй, да. Я получаю удовольствие от своей работы, вижу ее результаты, живу насыщенной жизнью и не забываю о минутках для себя.

Дата интервью: 12 ноября, 2019